Советский автомобиль ВАЗ-2108, известный как "восьмерка", стал настоящим прорывом в отечественном автопроме. Его уникальность заключалась не только в переднеприводной конструкции, но и в том, что к разработке модели привлекались лучшие мировые специалисты.
Как отмечает дзен-канал "За рулем", к созданию и доводке автомобиля привлекли инженерное подразделение немецкой фирмы Porsche. Немецкие специалисты участвовали в разработке ключевых узлов — от двигателя до тормозной системы. Это сотрудничество позволило создать автомобиль, который по многим параметрам не уступал зарубежным аналогам.
Конструкторы отказались от простого копирования иностранных моделей, хотя изначально рассматривали вариант с итальянским FIAT Ritmo. Вместо этого была создана оригинальная конструкция, которая оказалась весьма удачной. Первый опытный образец, собранный в 1979 году, уже практически не отличался от серийных машин.
Силовой ряд "восьмерки" включал несколько двигателей. Базовый 1,3-литровый мотор развивал 65 л.с., что делало его одним из самых мощных в своем классе. Однако наибольшей популярностью eventually пользовался 1,5-литровый двигатель мощностью 70 л.с., который устанавливали на модификацию ВАЗ-21083.
Коробку передач разрабатывали совместно с Porsche и компанией ZF. Изначально автомобили комплектовались четырехступенчатой КПП, а пятиступенчатая версия появилась позже как опция.
Внешний вид автомобиля неоднократно менялся. Характерная "клювообразная" решетка радиатора, подарившая модели прозвище "зубило", вскоре уступила место более традиционной облицовке. Одновременно удлинили передние крылья, что стало первым рестайлингом модели.
"Восьмерка" стала рекордсменом по количеству специальных версий. За рубежом выпускались кабриолеты под названиями San Remo, Lada Natacha и Lada Samara Fun. Некоторые из этих модификаций в единичных экземплярах попадали в СССР.
Особую славу автомобиль снискал в автоспорте. Литовские и французские тюнеры создавали экстремальные версии "восьмерки" с двигателями мощностью до 300 л.с. Французская фирма Poch даже построила полноприводную раллийную версию с мотором Porsche объемом 3,6 литра - Lada Samara T3.
Благодаря удачной конструкции и международному сотрудничеству, ВАЗ-2108 смог составить конкуренцию многим иномаркам своего времени и оставил заметный след в истории автомобилестроения.