В России вступили в силу поправки в федеральный закон "О безопасности дорожного движения", которые расширяют возможности для владельцев стандартных водительских удостоверений. Автомобилисты с категорией "B" теперь могут управлять дополнительными видами транспортных средств без прохождения дополнительного обучения.
Автоэксперт Александр Шумский в своем телеграм-канале уточнил: "Речь идет о квадроциклах, снегоходах, а также трициклах и квадрициклах с мотоциклетной посадкой. Раньше для законного управления такой техникой требовалось получать удостоверение тракториста-машиниста категории "A1", что занимало несколько недель и требовало отдельной медкомиссии".
Ключевое изменение заключается в автоматическом присвоении подкатегории "B1" всем действующим и новым водительским удостоверениям категории "B". Для реализации этого права необходимо посетить любое отделение ГИБДД с действующей медицинской справкой установленного образца. Процедура занимает не более часа и не требует сдачи теоретического или практического экзамена.
Для других категорий сохраняются прежние условия:
- Владельцы мотоциклетных прав (категория "A") могут управлять перечисленной техникой без дополнительных процедур
- Для водителей грузовиков и автобусов (категории "C" и "D") сохраняется требование о прохождении специального инструктажа
Законодатели при принятии решения учитывали несколько факторов. Во-первых, была устранена правовая коллизия, когда водитель с многолетним стажем не мог, по закону, управлять снегоходом без получения новой профессии "тракторист". Во-вторых, унифицированы требования с международными стандартами - в большинстве европейских стран для управления легкой внедорожной техникой достаточно стандартных водительских прав.
Отдельно отмечается, что нововведение не распространяется на коммерческое использование техники. Для работы в качестве инструктора или проката потребуется получение специального разрешения. Также сохраняется возрастное ограничение - управление снегоходами и квадроциклами разрешено с 18 лет.
По данным ГИБДД, ежегодно около 200 тысяч россиян получали удостоверение тракториста-машиниста исключительно для управления внедорожной техникой. Теперь эта бюрократическая процедура упразднена, что разгрузит экзаменационные подразделения Гостехнадзора.
При этом эксперты предупреждают: несмотря на упрощение процедуры, ответственность за безопасность сохраняется. При управлении снегоходом или квадроциклом необходимо иметь при себе действующую страховку ОСАГО, а сама техника должна быть зарегистрирована в установленном порядке.