Верховный Суд поставил точку: обязан ли водителю ждать, пока пешеход полностью перейдёт дорогу
Пешеходные переходы по-прежнему остаются ключевыми зонами, где водители и пешеходы должны проявлять максимальную осторожность.
Согласно последним разъяснениям Верховного суда и изменениям в правилах дорожного движения 2025 года, главным критерием при проезде пешеходного перехода является не просто нахождение человека на переходе, а факт создания водителем помех пешеходу. Это значит, что если водитель вынудил пешехода изменять скорость или траекторию движения, то его действия считаются нарушением.
На узких дорогах с одной-двумя полосами безопасным моментом для возобновления движения считается момент, когда пешеход полностью покинул полосу проезжей части. В то же время на широких дорогах с тремя и более полосами можно начинать движение, если пешеход находится достаточно далеко или только начал переход с противоположной стороны. Важно также учитывать, что надо убедиться в остановке других транспортных средств для пропуска пешеходов.
Особая внимательность требуется в отношении детей, пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями. Их поведение на дорогах может быть непредсказуемым, поэтому водителям рекомендуется дождаться, пока такие пешеходы полностью завершат переход. В случае, если пешеход внезапно меняет направление или останавливается, это также признак создания помех, и возобновлять движение нельзя.
Штрафы за непредоставление преимущества пешеходам остаются серьёзными — от 1500 до 2500 рублей, а при повторном нарушении сумма возрастает. Водителям стоит запомнить главное правило — при сомнениях лучше потерять несколько секунд и пропустить пешехода, чем рисковать безопасностью людей и своим водительским удостоверением.
Таким образом, соблюдение этих правил и проявление уважения к пешеходам остаются залогом безопасности на дорогах и позволяют создать спокойную и комфортную атмосферу для всех участников движения.