Новости России 6+

Можно ли заправлять авто 92-м бензином вместо 95-го? Инженер объяснил, когда это критично для мотора

Споры о выборе между 92-м и 95-м бензином не утихают среди автолюбителей. Одни видят в этом способ сэкономить, другие опасаются навредить двигателю. Чтобы разобраться, нужно понять, в чем заключается реальная разница между этими видами топлива.

Архив редакции

На самом деле, 92-й и 95-й бензин имеют общую основу с октановым числом 80–85. Разница всего в 2–3% состава достигается за счет специальных присадок — спиртов и эфиров, которые повышают стойкость топлива к детонации. Распространенный миф о том, что 95-й бензин «чище» или «качественнее», не имеет под собой оснований.

Ключевой параметр, определяющий выбор топлива, — это степень сжатия двигателя. Октановое число как раз и показывает, насколько хорошо бензин сопротивляется самовоспламенению при сжатии. Существует простое правило:

  • При степени сжатия до 10.5 безопасно использовать 92-й бензин.
  • Для двигателей со степенью сжатия 10.5–12 рекомендуется 95-й.
  • Если степень сжатия выше 12, требуется топливо с октановым числом 98 и выше.

Для старых карбюраторных автомобилей смена топлива категорически недопустима. Их конструкция не позволяет адаптироваться к другому октановому числу. Заливка 92-го вместо положенного 95-го приводит к детонации — взрывному сгоранию топливной смеси. Это явление вызывает разрушительные последствия: прогорание клапанов и поршней, оплавление головки блока цилиндров. Это не преувеличение, а суровая физика процесса.

Современные инжекторные двигатели с электронным блоком управления (ЭБУ) более терпимы. Они оснащены датчиком детонации, который отслеживает опасные вибрации, и лямбда-зондами, анализирующими состав выхлопных газов. Если вместо 95-го залить 92-й, ЭБУ зафиксирует детонацию и скорректирует работу мотора: сдвинет угол зажигания и обеднит смесь. В результате мотор не сломается мгновенно, но потеряет около 5–7% мощности, а расход топлива возрастет.

Однако турбированные двигатели являются строгим исключением из этого правила. Сочетание высокой степени сжатия и наддува создает экстремальные нагрузки. Даже электроника не всегда может полностью предотвратить риск детонации при использовании низкооктанового топлива, что ведет к ускоренному износу турбокомпрессора и риску дорогостоящего ремонта.

Практический вывод:

  1. Всегда сверяйтесь с руководством по эксплуатации автомобиля — производитель дает самые точные рекомендации.
  2. Для старых машин строго соблюдайте предписания по топливу.
  3. Для современных атмосферных двигателей 92-й бензин допустим, но будьте готовы к небольшому увеличению расхода.
  4. Для турбированных моторов используйте только 95-й бензин и выше.

Экономия на заправке низкооктановым топливом часто нивелируется возросшим расходом, а в случае с турбиной — несопоставима с рисками.

Источник: Gorbunoff - все о машинах

Автор: Юлия Карамазова