Информационный портал "Челны.РФ"
01 декабря, Набережные Челны 2,5°
Курс ЦБ 78,23 90,82

Мы используем cookie.  Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика,top.mail.ru, LiveInternet.

Новости России 16+

Этот советский фильм запретили из-за одной малозначительной реплики. Фраза оказалась пророческой

Спортивная драма «Гроссмейстер» вышла в советский прокат 13 августа 1972 года и почти сразу затерялась среди более шумных премьер. Странно, если вспомнить, какое место занимали шахматы в СССР: первая звуковая художественная картина о шахматистах должна была собрать аншлаги, но увидели её всего 7,8 млн зрителей — по тем временам показатель почти оскорбительный.

Главная картинка новости: Этот советский фильм запретили из-за одной малозначительной реплики. Фраза оказалась пророческой
Кадр из фильма «Гроссмейстер» (1972)

Хотя даже тем, кто к шахматной доске подходит только по праздникам, фильм обязан понравиться: тут собран один из лучших актерских ансамблей начала 70-х. Андрей Мягков создает образ человека, полностью растворившегося в своем ремесле. Лариса Малеванная — его ранимая спутница, которую он, конечно, не замечает. Михаил Козаков — отвергнутый поклонник, которого без подсказки и не узнаешь. Родителей героя сыграли Людмила Касаткина и Анатолий Солоницын — и именно с гибели отца начинается история.

Курят в «Гроссмейстере» все и везде — дома, на улице, на турнирах. Даже по советским меркам дым в кадре висит чересчур густо.

Эпизоды фильма украшены знакомыми лицами: Эммануил Виторган, Ефим Копелян, Николай Волков-старший, Роман Филиппов, Анна Твеленева. В кадре появляется и цвет советской шахматной элиты — Михаил Таль, Марк Тайманов и молодой Анатолий Карпов, чье имя в титры, правда, не включили.

Но самая примечательная фигура — Виктор Корчной. Он играет тренера главного героя, даже имя персонажа оставили его собственное. По сути, это камео, превращенное в полноценную роль.

К началу 70-х Корчной был одним из сильнейших шахматистов страны, но места первого ему хронически не хватало. Он конфликтовал с чиновниками, не стеснялся критиковать Федерацию и считал, что именно бюрократия тормозит его карьеру. Свою роль сыграл и непростой характер — талантливых людей редко делают удобными.

В 1974 году молодой Карпов обыграл Корчного в матче претендентов и автоматически стал чемпионом мира — Фишер отказался защищать титул. Корчной переживал поражение тяжело, дал резкое интервью югославской прессе и получил наказание: урезание зарплаты, запрет на выезды и участие в ряде турниров. Когда ограничения сняли, он уехал на соревнования в Амстердам — и попросил там политическое убежище. В СССР он уже не вернулся.

Дальше — история, которую сегодня знают даже далекие от шахмат: матч Карпов — Корчной 1978 года, превращенный прессой в столкновение двух мировых систем. Газеты писали, что КГБ едва ли не сидит за доской вместе с Карповым. Скандалы, взаимные обвинения — идеальный сюжет для мировых таблоидов. Неудивительно, что позже по этой драме сняли два фильма — швейцарский «Диагональ слона» и российский «Чемпион мира».

После бегства Корчного его имя в СССР попросту стерли. В газетах он стал «Претендентом», будто у него не было фамилии. И фильм «Гроссмейстер» оказался под тем же катком: эпизод с Корчным вырезать было невозможно, а положить весь фильм «на полку» — проще простого.

Но есть ощущение, что дело было не только в персоне гроссмейстера-диссидента. В одной короткой сцене героиня Малеванной говорит фразу, которая через три года прозвучала как пророчество:

— Гроссмейстер Смыслов едет в июне на Мальорку, а гроссмейстер Корчной в июле в Амстердам!

И действительно: 27 июля 1976 года Виктор Корчной попросил политическое убежище именно в Амстердаме.

Так невинная реплика стала постфактум слишком неудобной — и фильм отправили пылиться на полке, словно он знал слишком много.

Новости партнеров