
1. У расположения всех скульптур есть особый смысл
И речь не только о бульваре, а вообще обо всех проектах художника, реализованных в городе. Ханов считал, что в Набережных Челнах есть особые точки, куда поступает космическая энергия, и хотел «направить» ее с помощью скульптур в положительное русло.
2. Скульптуры на бульваре символизируют чакры
Работы расположены по прямой линии, и по задумке автора, обозначают чакры ― «энергетические каналы» в теле человека. Однако, чакр 7, а скульптур 5, ― композиция осталась не завершенной. Логика расположения скульптур соответствует чакрам относительно человеческого тела; от проспекта Вахитова в сторону проспекта Хасана Туфана. «Высшей» чакрой должен был стать вселенский храм, к которому ведут скульптуры. Сейчас на его месте бизнес-центр 2.18, построенный изначально как гостиница. Однако, художник мечтал построить на этом месте духовный университет с вращающейся обсерваторией.
3. Ханов воплотил очень малую часть задуманного
В его проектах было много идей, касающихся всего города: например, он хотел использовать тему Шурале на Шишкинском бульваре, установить гигантские «врата очищения» в виде радуги возле ТЦ 105. Также у Ханова была задумка построить пирамиду за монументом «Родина-мать», а также оформить парк Победы ― сделать там зону молчания и зону плача.
4. Скульптура «Энергия» (или «Сердце Галактики») установлена там, где приземлялся НЛО
По крайней мере, в этом был убежден сам скульптор: в интервью газете «Челны ЛТД» он утверждал, что сам был свидетелем. Именно это событие и подтолкнуло его к созданию последней работы, установленной в Челнах на выезде в Боровецкий лес. История ее интересна не только поводом возникновения. Готовая скульптура пролежала под мостом 10 лет, потому что весила очень много и не было кранов, которые могли бы ее поднять. В этом Ильдару Ханову помог Николай Бех ― в то время генеральный директор «Камаза». Он предоставил мощный кран.
5. У лица «Родины-матери» был прототип
Черты лица главной фигуры монумента «Родина-мать» Ханов «списал» с Гульсабиры Хакимовой, которая в те годы работала заместителем председателя горисполкома. При том сама она об этом узнала не сразу. Уже будучи директором картинной галереи, она организовала персональную выставку Ханова, и художник признался, кто послужил прообразом.
6. В строительстве «Родины-матери» принимал участие Владимир Высоцкий
Скульптор и знаменитый бард познакомились и подружились в Москве. Родственники Ханова утверждают, что кроме гастролей 1974 года, Высоцкий бывал в Набережных Челнах и в 1975 году, как раз когда шла работа над новым монументом. Высоцкий мешал бетон и обучил строителей особому методу сварки.
7. Монумент «Родина-мать» хотели уничтожить
Памятник заказали Ханову к 30-летию Победы, и он был построен в рекордные сроки - всего за 2 месяца и 17 дней. Трудности возникли, когда работа была уже закончена: московским властям она показалась слишком авангардной, да и выбор автора вызвал вопросы ― Ханов на тот момент только закончил институт. Комиссия из столицы решила уничтожить памятник, но бетон и японская арматура были такими крепкими, что их так просто не разрушить. Вырыть рядом котлован и свалить в него монумент тоже не вышло: его фундамент уходит под землю на 20 метров.
Ситуацию спас французский журналист и писатель Андре Ремакль: он привез журналы с публикациями о монументе, и стало ясно, что весь мир восхищен челнинским памятником, посвященным войне.
8. Внутри монумента «Родина-мать» была «потайная комната»
Главная челнинская скульптура отливалась частями из гигантских заготовок. Внутри «хвоста» памятника при монтаже образовалась полость размером с комнату. По его собственным словам, в ней он и прятался, когда в город приехала московская комиссия ― друзья посоветовали ему скрыться.