Нейропсихолог о первоклассниках: "С каждым годом трудностей все больше"
В следующем учебном году более 8 тыс. маленьких челнинцев впервые сядут за парты. Заявления от родителей будущих первоклассников начнут принимать с 1 апреля. На старте приемной кампании мы поговорили с логопедом-нейропсихологом Региной Хасановой о том, как родители могут помочь будущим школьникам подготовиться к новому этапу, как отследить тревожные звоночки и что делать, чтобы успеваемость маленьких учеников была выше.
- Регина Петровна, расскажите, пожалуйста, по каким признакам можно самостоятельно определить, готов ли ребенок к школе?
- В первую очередь у него должны быть сформированы навыки самообслуживания. Ребенок должен четко ориентироваться в пространстве, знать лево-право, так как в школьном обучении регулярно приходится ориентироваться в тетради: две клеточки вниз, три вправо. Здесь отлично помогут графические диктанты, детям они по душе. Дошкольник должен ориентироваться во времени, знать дни недели, месяца.
Немаловажное значение имеет усидчивость, если ребенку трудно совладать с контролем над собой, то усвоение учебного материала будет даваться нелегко.
- Нужны дошколятам какие-то особые навыки?
- Очень важен при поступлении в первый класс правильный захват карандаша, ручки. Если ребенок берет карандаш, как я это называю, «как обезьяна палку», то это звоночек для родителей. Должен быть четкий захват тремя пальчиками. Захват – это развитие мелкой моторики. Отличный помощник в подготовке руки к письму - раскраски. И обязательно карандашами, никаких маркеров и гелевых ручек. Для малышей желательно трехгранный, он формирует правильный захват. Также он должен владеть крупной моторикой: нормально ходить по дорожке, не спотыкаться о свои же ноги. Если у ребенка проблемы с координацией, это тоже звоночек для родителей. Если он в теле не организован, значит и на письме тоже не будет организован.
Следующее - фонематическое восприятие, способность к звуковому анализу. Недоразвитие этих процессов вызовет трудности в овладении письмом.
- Как родители могут помочь дошкольнику подготовиться к первому учебному году?
- Если мы говорим про нормально развивающегося, нормотипичного ребенка, то необходимо больше гулять, развивать насмотренность, изучать окружающий мир. Это тоже про ориентирование в пространстве. Наблюдать, что вокруг происходит: сверху - птички, внизу – лужи. Если ребенок не понимает, где верх, где низ, то предлоги он точно не усвоит.
Многие родители сейчас считают, что, образно говоря, «нужно выучить китайский перед школой», обязательно научить писать. Нет. Детям нужна физическая активность: играть в мяч, прыгать, скакать, собирать конструктор. Физическое развитие ребенка способствует умственному развитию. Это то, что родитель может сделать самостоятельно.
- Некоторые родители готовы отдать детей в школу до наступления полных 7 лет. Как вы к этому относитесь?
- Я категорически против. Высшие психические функции должны дозреть. Отдавая ребенка в школу раньше времени, мы будем формировать у него ситуацию неуспешности. Пусть он доиграет свои полгода в ролевые игры, в песочнице, походит в садик, нежели будет неуспешен за партой. Лучше уделить внимание физической активности, прогулкам, подвижным играм, чем посадить его за парту раньше времени.
- Насколько высокие требования предъявляют школы к будущим первоклассникам, и соответствуют ли им современные дети?
- К сожалению или к счастью, это как посмотреть, но современный образовательный мир требует хорошо подготовленных детей. Ребенок должен уметь читать, писать хотя бы печатными буквами. Если мы говорим про гимназии, то там требования выше, чем в обычной общеобразовательной школе. Поэтому просьба к родителям – не гнаться за своими амбициями, а трезво оценивать способности ребенка, способен ли он потянуть ту или иную образовательную программу. Потому что сейчас, к сожалению, многие дети с особенностями развития.
- Это массовое явление?
- Да, сейчас очень популярны коррекционные занятия, на них есть спрос. С каждым годом не нормотипичных детей все больше, трудностей больше, поэтому необходимо трезво оценивать возможности своего ребенка. Если вы увидели какие-то пункты, которые выше были перечислены, то их нельзя оставлять без внимания.
- Какие проблемы сейчас встречаются чаще всего?
- Из своего опыта скажу, что в этом году много первоклассников были с нарушениями речи, они очень плохо говорят. Это касается не только связной речи, которая страдает у многих. Я имею в виду звукопроизношение. Впоследствии это тоже может отложить свой отпечаток на формировании письма.
- А что значит «страдает связная речь»?
- Это когда ребенок не может четко излагать свои мысли, не может рассказать о чем-либо. Как родитель может помочь: читать вслух и задавать вопросы по прочитанному. Вопрос должен содержать слова, помогающие ребенку сформулировать правильный ответ. Сейчас некоторые дети не понимают прочитанное. Этот навык тоже нужно развивать.
- А помимо речи какие нарушения вы наблюдаете у детей?
- Однозначно страдает зрительное внимание, слуховое внимание. Сейчас дети мало общаются между собой, мало прислушиваются друг к другу, не с первого раза слышат родителя.
- Как вы считаете, это связано с гаджетами?
- Я бы, конечно, связала. Если я не веду диалог, не учусь слушать и выслушивать другого человека, то не научусь общаться. Гаджет мне не ответит, с ним происходит только одностороннее общение. Важно формировать диалог, а не только монолог. Научить общаться - это то, что могут сделать для ребенка родители.
Психиатр Беккер: «Чтобы не было срывов у ребенка, адекватно оценивайте его способности»
Головоломная жизнь: в Челнах работает автор головоломок с мировым именем
Педагог Гульнара Исламова: «Дети приходят с двойками – а выходят из кризиса»
«Бездомным кошкам нужен уход»: IT-компания из Челнов открыла гостиницу для кошек
Лилия Мустафина-Хазиева: «Мечта художника – создать шедевр без изъянов»
Это у них семейное: две семьи из Челнов прошли в финал всероссийского конкурса
Выходные в Челнах: куда пойти 12 и 13 октября
В Челны пришла по-настоящему холодная осень. Согреться помогут уютные посиделки с друзьями, интересные встречи, яркие впечатления и физическая активность. В ожидании выходных «Чаллы.РФ» узнали для вас, куда пойти в Челнах 12 и 13 октября. 12 октября, в субботу, в Челнах пройдут традиционные ...
Психиатр Беккер: «Чтобы не было срывов у ребенка, адекватно оценивайте его способности»
В России с 7 по 13 октября объявлена Неделя сохранения психического здоровья, чтобы напомнить людям, как важно обращать внимание на внутреннее состояние, заботиться о себе и разрешать себе отдыхать. В течение учебного года риски переутомления высоки и у школьников. Советы родителям, как поберечь ...
«Еле теплые батареи - это нормально»: в Исполкоме прокомментировали проблемы с отоплением
Горожане массово жалуются на холодные батареи – в управляющие компании, управление ЖКХ, СМИ и соцсети администрации города. Чтобы разъяснить ситуацию с отоплением, первый замруководителя Исполкома Илья Зуев провел прямую трансляцию и ответил на вопросы жильцов. Отопительный период в Челнах ...
От 8 до 13 «квадратов»: обзор микроквартир в Челнах
К началу октября средняя стоимость квартиры на вторичном рынке Набережных Челнов превысила 6 млн рублей, в новостройках ценник приближается к 7,5 млн рублей. Ситуацию усугубляют ипотечные ставки выше 21%. Приобрести жилье по семейной ипотеке становится все сложнее – сразу несколько банков увеличили ...
Головоломная жизнь: в Челнах работает автор головоломок с мировым именем
Парусные яхты, корпоративные музеи и деревянные головоломки проектирует и создает своими руками челнинец Андрей Устюжанин. Основная деятельность мастера – промышленный дизайн, но известность он приобрел как автор головоломок. Деревянные игрушки по его патенту создаются в Японии, Германии, Аргентине ...
И стар, и млад: как пенсионеры и подростки становятся жертвами IT-мошенников
Количество IT-преступлений, связанных со взломом на портале Госуслуг, в Татарстане выросло почти в 8 раз и достигло 8 тыс. случаев. Жертвами дистанционных мошенников традиционно становятся люди пожилого возраста, в то же время в числе соучастников аферистов все чаще оказываются подростки. ...