Люди дождя: как живется детям-аутистам в Челнах и кто им помогает

703
0
02 Апреля в 14:30

Всемирный день распространения информации об аутизме отмечается сегодня, 2 апреля. Памятная дата утверждена ООН как способ напомнить: люди с ментальными нарушениями имеют те же права, что и все остальные. О том, как распознать признаки аутизма у детей, как помочь им найти свое место в обществе и почему никто не знает, сколько людей с расстройством аутистического спектра (РАС) живут в России, мы поговорили с руководителем центра лечебной педагогики для детей с тяжелыми ментальными нарушениями «Чудо-дети», депутатом Горсовета Асей Кисловой.

Чаллы.РФ

- Ася Исааковна, скажите, пожалуйста, сколько людей с аутизмом на сегодня проживают в Челнах?

– Точной статистики ни по Челнам, ни по Республике Татарстан, ни по России в целом нет. Аутизм – это диагноз психиатрического профиля. Родители очень боятся обращаться в психиатрические учреждения, и поэтому точных цифр нет. Стигматизация этого учреждения в обществе имеет место быть. В представлении родителей, если ребенка поставят на учет в ПНД, то лишат его будущего, хотя это неправильно. И диагноз, и инвалидность может сниматься. И даже при их наличии у ребенка есть будущее. Мы сейчас реализуем пилотный проект МТЗиСЗ по трудоустройству людей старше 18 лет с инвалидностью по ментальному профилю. Есть государственные проекты, которые помогают реализации человека в обычном нашем представлении – в учебе, работе и жизни. Но могу сказать, что по мировой статистике каждый 50-й ребенок рождается с диагнозом аутизм. И число детишек с РАС с каждым годом все больше, к сожалению.

- А по каким признакам родители могут заподозрить у своего ребенка аутизм?

- Основной признак, на который нужно обращать внимание, — это отсутствие желания контактировать с самыми близкими людьми. Когда ребенок полностью погружен в себя, не хочет выстраивать общение с мамой, папой, ближайшим окружением – это уже первый звоночек, что просто необходимо обратиться к специалисту. Второе: ребенок сам с собой тихонько мурлыкая, играет какими-то странными предметами и может часами так проводить время, и никто ему не нужен ни для подвижных игр, ни для выстраивания общения в процессе игры. Далее - когда ребенок не откликается на свое имя, очень избирательно реагирует на обращенную речь, но при этом хорошо слышит. Он может абсолютно игнорировать вопросы, просьбы родителей и пребывать в собственном мире, не обращая внимания на то, что вокруг происходит. Основная проблема детей с аутизмом – они выходят из своего мира, только тогда, когда им что-то нужно, когда есть мотивация. И эту мотивацию нужно вызывать дополнительно. И еще один признак - отсутствие речи. К сожалению, как правило, родители обращают внимание на особенности поведения ребенка, только когда к 3-4 годам у него отсутствует речь.

Куда стоит обращаться, если родители обнаружили эти тревожные симптомы?

– В поликлинику к детскому неврологу, он направит к нам в центр. Или сразу записаться к нам по телефону 25-35-01. Мы оказываем бесплатную помощь детям от 6 месяцев до 3 лет, и чем раньше начинаем с ними работать, тем больше шансов компенсировать какие-то сложности в развитии у ребенка.

vk.com/asy76

Какая работа проводится в центре «Чудо-Дети»?

– Мы занимаемся коррекционной работой. Реабилитация зависит от того, какие нарушения выявлены у ребенка. Мы делаем первичную диагностику каждому ребенку, попадающему к нам в центр, определяем его дефициты, прописываем маршрут реабилитации и начинаем с ним работать. Если у ребенка проблемы с коммуникацией, его занятия связаны с ней, если не развивается речь, то занятия с логопедом и дефектологом. У каждого ребеночка индивидуальная реабилитация, даже если диагнозы одинаковые. Также мы развиваем такое направление, как инклюзивное образование для детей с ментальными нарушениями, РАС. В нашем городе инклюзивных школ три: №3, 53 и 42. Мы ведем подготовку ресурсно-тьюторской службы. Тьютор участвует в инклюзивном обучении как сопровождающее лицо.

- Как вы оцениваете способность челнинцев принимать людей с РАС?

- Конечно, все по-разному реагируют, но чем больше у нас будет инклюзивных детских садов и школ, тем быстрее наше общество научится принимать людей с особенностями развития. Когда в одном детсаду учатся разные детки, тогда, на наше счастье, из них вырастают взрослые люди, которые абсолютно спокойно относятся к людям с ограниченными возможностями здоровья, помогают им, взаимодействуют с ними. В дальнейшем некоторые из них становятся работодателями и совершенно естественно принимают, что каждый человек, который приходит в этот мир, имеет право на полноценную жизнь. Я вижу решение этой проблемы только так: говорить об этом, проводить совместные мероприятия, совместное обучение в школах, детских садах, ссузах, вузах. Они такие же люди, как мы, имеют право на полноценную учебу, что прописано и в Конституции РФ, и в законе «Об образовании».

Чаллы.РФ

- Вы можете дать совет челнинцам, как правильно взаимодействовать с людьми с ментальными расстройствами, чтобы не навредить им?

- Относись к человеку так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Все. Это единственное правило. Не нужно быть специалистом, чтобы не обидеть ребенка с нарушениями в развитии. Если ты видишь, что ребенок на детской площадке, в транспорте, в магазине как-то не так себя ведет, не надо обращать на это внимание, не нужно учить его родителей, как правильно воспитывать детей. Если есть возможность помочь – помогай, нет возможности – не обижай. Не оскорблять, не показывать пальцем, не смеяться – это уже колоссальная помощь, шаг к принятию чудо-людей.

- Как вы оцениваете новые рекомендации Минздрава, в которых в том числе указано, что 75% аутичных детей имеют нарушения интеллекта и потенциально необучаемы?

- Я не врач и не берусь комментировать медицинскую сторону, я специалист социальной реабилитации и по созданию специальных условий при обучении. Я считаю, что необучаемых нет, просто у каждого своя зона развития. Если ребенок у нас в центре овладевает навыком держать ложку и есть самостоятельно, то это тоже обучение, только бытовым навыкам. Это уже победа. У всех разные возможности, и обучающий процесс – именно обучающий, не образовательный – нужно создавать с учетом возможностей ребенка. Индивидуальный подход, о котором говорят все, должен учитываться при выстраивании программы обучения. Я считаю, это даст колоссальный результат. И нужно перестать закрывать детей с особенностями развития в какие-то сегрегационные маленькие пространства типа коррекционных садов, групп, классов. Они, как и мы, должны жить в социуме, в котором родились. А наша задача – создать условия, чтобы в них всем было комфортно. Когда детей объединяют в закрытые организации, и у них нет возможности взаимодействовать с другими детьми, это, мягко говоря, не самый правильный подход. Выходя из этих закрытых учебных заведений, они вообще не приспособлены к жизни в социуме: не знают, как себя вести в общественном транспорте, магазине, как вообще жить в этом пространстве. 


- Им можно помочь?

- Конечно. У меня есть пример. Я вижу, как развиваются дети в инклюзивных классах, и это совершенно другой уровень. Нормотипичные детки, одноклассники вытягивают ребенка, передают ему свои навыки, и это происходит естественно. В закрытых учреждениях, даже у нас в центре, мы детей какому-то навыку специально, искусственно учим и научаем. А в обычном детском саду, школе все передается в процессе жизнедеятельности, классных мероприятий от ребенка к ребенку. Так было в советской школе: слабоуспевающему ученику назначали наставника из числа одноклассников, отличника или ударника, и он вытягивал за собой неуспевающего. Принцип такой же. А чтобы всем было комфортно, рядом с нашими детишками с ментальными нарушениями всегда находится сопровождающее лицо, тьютор, который им помогает. Получается очень естественное обучение, коррекционная работа не специально создана, а каждую минуту происходит. 

- Как вы считаете, помогает наладить взаимодействие здоровых людей и людей с РАС утверждение специальной даты? День информирования нужен?

- Этот день нужен, и важно не только 2 апреля об этом говорить, и не только о детях с РАС. У нас и центр называется “Чудо-дети”, для детей с разными ментальными нарушениями. Мы помогаем всем, любим всех, работаем со всеми. Обязательно нужно говорить, проводить различные акции, делать видеосюжеты, чтобы социальная среда, в которую мы  интегрируем детей, максимально была подготовлена к тому, что рядом будет человечек, который немного отличается от большинства людей. И для этого мы будем отмечать этот день, проводить акции. И сегодня в молодежном центре “Нур” мы организуем праздник для наших детей, чтобы они смогли поиграть, пообщаться, отдохнуть.

24 Апреля в 14:53

Детский омбудсмен о фурри: «Наших детей сводят с ума»

С критикой молодежного движения фурри выступила уполномоченный по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец на Форуме безопасного Интернета, который проводится по инициативе Екатерины Мизулиной. Ирина Волынец рассказала, что ранее журналисты спросили ее мнение о новом движении, популярном у ...

6
0
23 Апреля в 15:44

В Челнах раньше срока зацвели тюльпаны (фото)

Из-за аномальной жары, которая пришла в Татарстан, на клумбах Челнов распустились тюльпаны. Обычно активная фаза цветения этих цветов выпадает на май, но в этом году это произошло немного раньше. Пока цвет набрали в основном желтые тюльпаны. Полюбоваться вестниками разлуки можно на клумбах ...

143
0
23 Апреля в 10:18

Ключи в диспетчерской: в Челнах оформляют укрытия на случай атаки дронов

На дверях подвалов жилых домов Набережных Челнов начали появляться таблички «Укрытие». Как нам удалось узнать, распоряжение определить и обозначить безопасные места на случай атаки беспилотников получили все управляющие компании города. Некоторые из них, например, УК «Комфортные дома», поручение ...

178
1
22 Апреля в 15:10

Афиша: куда пойти в Набережных Челнах 23-28 апреля

Афиша событий на неделю для детей и взрослых: выставки, танцы, благотворительные акции

302
0
22 Апреля в 13:46

В Челнах прошел слет моделистов (фото)

В Набережных Челнах прошел всероссийский слет моделистов. В минувшие выходные в ДК «КАМАЗ» встретились коллекционеры моделей автомобилей, военной техники, авиа- и морских судов и другой техники.

313
0
22 Апреля в 10:05

Курс на грядки: в Челнах готовятся к дачному сезону

С наступлением тепла у садоводов Челнов начался горячий сезон. Вместе с огородниками к нему готовится и город – о подготовке к организации автобусных перевозок на дачи рассказал сегодня на аппаратном совещании первый замруководителя исполкома Илья Зуев. Дачников-льготников возить в ...

279
0
Подпишись на новости, чтобы первым узнать о важных событиях города:
Присоединяйтесь к нашей группе ВК